Умственные эпидемии: о черной комедии Клуни «Субурбикон»

Дeйствиe фильмa прoисxoдит в СШA в кoнцe 1950-x гoдoв в искусствeннo сooружeннoм гoрoдкe Субурбикoн, кoтoрый являeтся коммерческим воплощением американской мечты. Об этом недвусмысленно заявляет искусно стилизованная реклама, которой открывается лента.

В этот одноэтажный рай для среднего класса переезжает семья афроамериканцев, что вызывает грозные протесты большинства местных жителей. Они делают все возможное и невозможное, чтобы выжить новых соседей, превращая их жизнь в кошмар.

Одним из немногих домохозяйств, которое не участвует в травле, являются ближайшие соседи новоселов, в жизни которых происходит свой собственный ад. Ночью к ним вламываются преступники, что приводит к трагедии. С ее последствиями и разбираются герои — отец семейства (Мэтт Дэймон), его свояченица (Джулианна Мур) и сын младшего школьного возраста. Именно акцентированный взгляд ребенка нередко используют в фильме, чтобы вскрыть грязную подноготную показанных событий.

Показывая «двойное дно»

В дело вмешиваются полиция, следователь страховой компании и преступники, которые возвращаются, чтобы довершить начатое — Джордж Клуни лихо закручивает сюжет, будто сошедший со страниц желтоватой криминальной хроники, открывая «двойное дно» героев, погруженных в пороки. Это создает выгодные возможности для талантливых исполнителей главных ролей. Джулианна Мур мастерски примеряет сразу несколько образов, а Мэтт Дэймон в определенном смысле противостоит своему привычному амплуа славного парня.

При этом детально описывать сюжет про «тихий омут», в котором водятся черти, не стоит, поскольку именно в его резвых поворотах (лишь часть из которых можно недвусмысленно предположить) и заложена главная привлекательность фильма. Здесь стоит лишь отметить, что трейлер картины весьма обманчиво презентует ее эмоциональный настрой. В повествовании превалирует драматическое начало, а комедия — действительно бесконечно черная — если и проявляет себя, то исключительно в нервных реакциях зрителей, которых раз за разом сталкивают с жуткими, кровавыми курьезами бытия.

Выжигая комедийные побеги

Фильм снят по сценарию братьев Коэн. Вернее, та его часть, которая посвящена истории семьи, попадающей в криминальную передрягу. Она весьма характерна для творчества знаменитых киноавторов, которые являются бытописателями приземленных обыденных пороков, толкающих простых американцев на преступления, заведомо обреченные на неудачу — из-за бесконечной череды случайностей (как в «Просто крови», «Фарго», «Человеке, которого не было») или непроходимой глупости героев (как в «После прочтения сжечь»).

Джордж Клуни и его постоянный соавтор Грант Хэслов, дорабатывая сценарий, включили эту приватную криминальную историю в широкий социально-политический контекст расового противостояния в США. Тем самым преступления, с которыми сталкиваются персонажи Мэтта Деймона и Джулианны Мур, оказались частью большого коллективного помешательства, механика которого схематично показана в картине. Это актуальное политическое высказывание — сюжетная линия основана на реальных событиях, а противостояния на расовой почве в США регулярно вспыхивают и сегодня — во многом выжигает комедийные побеги «Субурбикона», которое обещает жанр фильма.

Не позволяет весело и отвлеченно воспринимать глупость персонажей, ставших на кривую дорожку, и избранный автором стиль. Джордж Клуни создает практически карикатурный образ Америки 1950-х годов — дотошную копию его многочисленных светлых киностилизаций (в том числе, представленных в фильмах братьев Коэн). А дальше в это одномерное пространство с персонажами-функциями, лишенными двойного дна, он включает живые глубокие образы, своим ярким драматизмом некомфортно разрушающие иллюзию коллективного счастья.

Чересчур решительно обманывая ожидания

Играя реакциями зрителей, режиссер проницательно акцентирует внимание на роли массовой культуры и пределах ее позитивного влияния на человека. По сути, он объединяет две несимметричных истории, придавая некоторую целостность «Субурбикону», именно благодаря созданию массово-культурной атмосферы. Все персонажи ленты слушают одни и те же радиопостановки, смотрят одни и те же телепрограммы, живут в одном специально организованном пространстве, но, не смотря на это, остаются максимально разобщенными, как на личном, так и на социальном уровне.

К сожалению, такая безудержная апелляция к массовой культуре не только помогает, но и вредит фильму, подталкивая к тому, чтобы выписать картине неутешительный приговор. Лента чересчур решительно обманывает ожидания, содержательно предлагая совсем не то, на что намекает ее форма. И хотя это превращает вторичную, по большому счету, историю в самобытное актуальное авторское высказывание, преодолеть жанрово-стилистическую инерцию восприятия «Субурбикона» непросто. Разве что, постоянно отгоняя мысль о том, что авторы создавали «черную комедию».

Потому что получилось не очень смешно.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.

=