В поисках снега. Часть 1. Драгобрат

Киев и вся Украина утонули в сырости. Природа, как всегда, отличилась. В середине декабря я сошла с поезда в Мукачево, сопровождаемая моросящим дождиком, и скептически усмехнулась: «Какой такой зимний тур мне устроили? Снега-то никакого и нет». Как же я ошибалась!

Снег есть, его много, просто места надо знать. Именно в такие места меня и представителей СМИ Закарпатья пригласили организаторы информационного тура — управление туризма и курортов Закарпатской ОГА. Спустя три часа я попала в зимнюю сказку Карпат – самый высокогорный лыжный курорт Украины – Драгобрат. А на следующий день побывала на также популярных зимних курортах Пилипец и Эко-Изки. «Сколько не следи за погодой, а она может изменится в последний день, и на всю поездку ты остаешься без свежего снега». Это утверждение не имеет отношения к Драгобрату. Здесь сезон катания стартует одним из первых среди горнолыжных курортов Европы и заканчивается, как правило, в середине мая. Устойчивый и долгий зимний климат обеспечивают горы, высота которых 1500 метров. Вершины задерживают тучи, и те просыпают снег. Высота снежного наста в Драгобрате гарантированно не меньше полутора метров, а порой достигает трехметровой толщины. Потому здесь нет снежных пушек. Они попросту не нужны.

Если посмотреть карту Украины, увидим, что Драгобрат расположен в западной части страны. Но не в Ивано-Франковской области, как многие ошибочно полагают, а в Закарпатской. Просто добираться со всех уголков «неньки» ближе и удобнее с ж.д. и автовокзалов города Ивано-Франковска. Сам Драгобрат не является населенным пунктом. Это урочище, находящееся на возвышенности порядка 1400-1700 м над уровнем моря. Ближайший к Драгобрату населенный пункт поселок Ясиня расположен в 12 километрах.

Недавно из Киева запустили прямой поезд 357К Киев-Пасс. — Рахов. Отправление из столицы в 16.48, прибытие в Ясиня в 10.04 следующего дня. Очень удобный беспересадочный вариант. Кроме того, пассажирские поезда курсируют до Ивано-Франковска из Киева, Запорожья (через Днепропетровск), Харькова, Одессы. Мы доехали до въезда на курорт из Мукачево через Хуст и Тячев по автодороге Ужгород-Ивано-Франковск. Дорога сносная, добрались без приключений.

Приключения для всех потенциальных лыжников начинаются при попытке взобраться на гору. Есть два пути, и оба экстремальны. Нас высадили из микроавтобуса и пересадили в местное «такси» на базе ГАЗ-66 (количество мест 17). Если компания меньше, то для нее предназначен 4-х местный УАЗ-469. Только внедорожникам, у которых и высокий подъем, и 4 ведущих колеса, и цепи на колесах, под силу преодолеть опасный рельеф с почти вертикальными подъемами и глубокими обрывами по сторонам. Другие машины тут просто не пройдут. Трансфер без проблем обеспечивают местные жители. Цена за машину ГАЗ-66 – 800 грн или 50 грн с человека. УАЗ- 400 грн. По мере продвижения вверх, снега становилось все больше, и спустя полчаса серпантиновой болтанки и подпрыгиваний на ухабах нашим взглядам открылась относительно горизонтальная плоскость с зданиями гостиниц, колыб, станцией кресельного подъемника. Эту огромную заснеженную территорию венчают неприступные остроги гор с облесенными склонами. Грандиозная по силе восприятия картина!

Изюминка Драгобрата как раз в том, что только на этом горнолыжном курорте вы находитесь в отрыве от цивилизации. Полное единение с природой. В Драгобрате реально все: пропасти, толстый снег, вековые деревья, узкие горные перешейки, камнепады, цветок эдельвейса в недоступной скальной ложбине… И, в то же время, присутствуют необходимые блага в виде впечатляющей инфраструктуры, которая продолжает развиваться.

Здесь оборудовано 9 лыжных трасс: 1 черная, 3 синих и 5 красных. Имеется 8 разнотипных бугельных подъемников. Функционируют тарелочные подъемники и невысокий «бэби-лифт» высотой чуть больше 200 метров. Новое в нынешнем сезоне: горнолыжный комплекс «Вершина Карпат» вводит единый скипасс на свои бугельный и кресельный подъемники с турникетами и магнитым билетом. Основные лыжные трассы и подъемники находятся на горе Стог, которая вследствие своего разнообразного рельефа подходит для катания, как начинающим, так и профессионалам. Трассы для начинающих имеют небольшую длину и малый уклон. Трассы для более опытных начинаются почти с верха горы. Для экстремалов и любителей самых крутых спусков на Драгобрате есть фрирайд (катание по целине с вершины горы Жандарм и Близница), куда можно добраться только на ратраках — специальных тракторах для разравнивания снега. Длина спусков с этих двух вершин составляет 3 км и 5 км. Лыжные трассы содержатся в идеальном состоянии, ежедневно выравниваются ратраками.

На горе Стог построены трамплины для проведения международных соревнований по фристайлу. Здесь же проводятся соревнования на кубок Украинского горнолыжного клуба. Сегодня, когда уже всерьез идут разговоры о проведении следующей зимней Олимпиады в Украине, эксперты утверждают, что отдых в Драгобрате — одно из лучших мест для проведения подобных соревнований. Собираются здесь и альпинисты, которые облюбовали гору Большая Близница, с вершины которой видна Говерла. Иными словами, широкий спектр возможностей, хорошие условия для реализации поставленных перед собой результатов привлекают в Драгобрат и профессиональных спортсменов, и опытных лыжников-любителей.

Однако же, Драгобрат не предназначен для абсолютных новичков и поклонников всеобъемлющего комфорта. Это место, куда ездят в первую очередь кататься на лыжах, а уж потом — играть в бильярд, париться в сауне и посещать разнообразные увеселительные заведения. Развлечений, конечно, хватает, но если именно они — ваша основная цель, тогда вам лучше подышать зимним воздухом на менее экстремальных курортах. Сегодня Драгобрат способен принять одновременно больше тысячи любителей активного зимнего отдыха. Около четырех десятков гостиниц, пансионатов, коттеджей, частных домов рассчитаны на самых разных клиентов, однако, все места в них в разгар сезона, как правило, бронируют ведущие туристические фирмы Украины. По словам владельцев средств размещения, успех нынешнему зимнему сезону обеспечен — практически все продано.

Популярность объясняется не только самым продолжительным сроком катания, но и конкурентоспособными ценами. Сейчас, в начале лыжного сезона цена за размещение в номере для двоих со всеми удобствами по системе завтраки-ужины составляет порядка 700 грн, в высокие даты (Новогодне-рождественские каникулы) этот же номер стоит 1000 грн, на треть дороже.

Безусловно, Драгобрат — настоящее лыжное царство, место паломничества скалолазов и туристов-экстремалов. 7 месяцев катания в году – это лучший результат продолжительности сезона. Тем не менее, хочется, чтобы курорт стал круглогодичным. Природа Драгобрата действительно уникальна: именно в этом месте Закарпатья сходится хвойная зона с альпийским лесом и поэтому здесь можно увидеть беспрецедентное разнообразие флоры и фауны. Плюс целебный высокогорный, напитанный хвоей воздух, изобилие ягод и грибов в окрестных лесах, прекрасные конные прогулки и экстремальные велосипедные туры, экскурсии для отдыхающих по безопасным маршрутам. Все это создает предпосылки для проведения нашими соотечественниками летнего отпуска в горах. И не так трудно владельцам баз переустроить на летнее время пристанища для лыжников в мини-санатории. Самое большое препятствие для массового летнего отдыха на Драгобрате – состояние «дороги жизни».

Буквально перед нашим приездом селевой поток смыл дорожное полотно в нескольких местах и сообщение с «горой» на короткое время прервалось. На фотографии видно все масштабы беды, вызванной непогодой. Конечно, разрушенную ливнями дорогу из Ясини на Драгобрат оперативно отремонтировали. Но кому нужны эти перманентные подвиги? Да, продвинутым лыжникам, по большому счету, плевать, каким образом они «вылезут на гору», им здоровье позволяет. Но семьям с детьми, неспортивным дамочкам и пенсионеркам езда по ТАКОЙ дороге на транспорте повышенной проходимости противопоказана. Слабонервным тоже. Начальник Управления туризма и курортов Денис Манн, который сопровождал журналистов в туре, сказал автору этих строк, что вопрос строительства дороги к урочищу рассматривается, решение видится в частно-государственном партнерстве. Будем надеяться, что в следующем году путь на Драгобрат перестанет быть узким местом, тормозящим развитие форм и видов карпатского туризма.

Продолжение следует.

 

 

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.

=