Шестеро смелых — кинокритики назвали лучшие украинские фильмы 2016

31 мая 2017 года в Доме кино состоялось вручение Премии Национального союза кинематографистов Украины лучшим украинским фильмам 2016 года. Премию вручали в четвертый раз.

В этом году в рамках церемонии, кроме картин, поданных авторами на конкурс НСКУ, дипломами Ассоциации кинокритиков НСКУ были также отмечены лучшие украинские фильмы минувшего года по мнению кинокритиков и киножурналистов.

Их определили в рамках опроса Бюро украинской киножурналистики «Итоги украинского кинопроката и кинопроцесса — 2016″, который был проведен в феврале — марте 2017 года. В опросе приняли участие 45 респондентов — кинокритиков и киножурналистов, которые в силу профессиональных интересов следят за тем, что происходит в отечественном кино.

Лучшие украинские фильмы 2016 года называли в таких номинациях:

  • Лучший украинский фильм

  • Лучший украинский игровой фильм

  • Лучший украинский неигровой фильм

  • Лучший украинский анимационный фильм

  • Лучший украинский короткометражный фильм

  • Лучший украинский фильм-дебют

Отмечу, что в номинации «Лучший украинский фильм 2016 года» предлагалось назвать одну ленту. А в остальных — до трех работ.

В прошлом году в украинском кино было немало фильмов, достойных высших похвал. Результаты голосования кинокритиков и киножурналистов — тому доказательство.

«Лучший украинский фильм 2016 года» — «Моя бабушка Фани Каплан» Алены Демьяненко

Наиболее амбициозный украинский фильм года и наиболее неоднозначный, никого не оставивший равнодушным. В рамках опроса респонденты его упоминали и среди лучших, и среди худших фильмов года, называли фильмом, который удивил их приятнее всего, и фильмом, который больше всего разочаровал.

В центре ленты — «террористка» Фани Каплан в предельно эмоциональном исполнении Катерины Молчановой. Авторы показывают судьбу девушки, перемолотой бездушной революционной машиной и большой, в буквальном смысле ослепляющей, любовью.

Картина является одновременно и постмодернистским высказыванием, погружающим в хитросплетения политической истории, состоящей из молчания мертвых и бесчисленных ее интерпретаций живыми участниками событий, и интимной любовной драмой.

Особо стоит отметить визуально-пластическую компоненту картины, которая малыми средствами воссоздает атмосферу минувшего времени, черпая образы из классики изобразительного искусства и предлагая зрелищную метафору плывущих зайцев в финале — образ одновременно оптимистичный и пугающий.

«Лучший украинский игровой фильм 2016 года» — «Гнездо горлицы» Тараса Ткаченко

Крепкая продуманная драма про современное украинское бытие — история украинки, выезжающей в Италию, чтобы на заработанные там деньги обустроить семейное гнездо и осознающая, что этот опыт может ее семью разрушить.

Временами — в первую очередь благодаря резвым сценарным поворотам — картина опасно барражирует на грани телевизионной мелодрамы, но все же не переходит эту черту, сохраняя все методы собственно кинематографического повествования.

Фильм отличает выразительный актерский ансамбль, в котором особо стоит выделить работы Риммы Зюбиной и Виталия Линецкого.

«Лучший украинский неигровой фильм 2016 года» — «Украинские шерифы» Романа Бондарчука

Картина, которую Украина довольно неожиданно, но совершенно осознанно в минувшем году выдвинула на «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке».

Документальная лента о самоорганизации на Херсонщине, где «добровольные помощники милиции» становятся настоящими шерифами — в условиях отсутствия официальной машины власти (что не всегда плохо — прибытие ее представителей почти всегда в ленте связано с катастрофой).

Точное документальное наблюдение Романа Бондарчука иронично и метко выхватывает детали бытовой комедии, характерной для нашей жизни, и вместе с тем исполнено глубокого драматизма — съемки фильма происходили в разгар военной агрессии России против Украины.

«Лучший украинский анимационный фильм 2016 года» — «Никита Кожемяка» Манука Депояна

Масштабная полнометражная анимационная лента, призванная соединить пространство украинской сказки с мировыми — в том числе голливудскими — традициями компьютерной анимации.

История мальчика Никиты Кожемяки — сына знаменитого победителя дракона, который, хоть и лишен физической мощи отца, но тоже должен сразиться со злом.

Первая (и поэтому не совсем совершенная) попытка, оттолкнувшись от национального материала, выйти на международный простор, была успешной в зрительском плане: фильм был в широком прокате в Украине, а также — за рубежом.

«Лучший украинский короткометражный фильм 2016 года» — «Гвоздь» Филиппа Сотниченко

Фильм-стилизация под домашнее видео двадцатилетней давности. Стилизация столь изысканная и аккуратно, достоверно сыгранная, что многие зрители были уверены, что смотрят хроникальные документальные кадры.

Филипп Сотниченко рассказывает историю талантливой скрипачки, отправляющейся на учебу за рубеж: кадры семейных встреч, застолий и проводов, навсегда запечатленные для будущего на пленку, по сути, и есть тем «гвоздем» памяти, который удерживает прошлое и настоящее героини.

Фильм отличает тонкая, сдержанная режиссура. Филипп Сотниченко не объясняет происходящее «от и до», но намекает, показывает. Он будто бы открывает фильм зрителю, позволяя тому самостоятельно выстроить и достроить экранную историю, что очень ценно.

«Лучший украинский фильм-дебют 2016 года» — «Varta1, Львов, Украина» Юрия Грицыны

Экспериментальная документальная лента о событиях во Львове во время Революции достоинства, когда после Ночи Гнева 19 февраля 2014 года активисты короткое время выполняли функции правоохранительных органов.

Юрий Грицына монтирует предельно напряженные переговоры активистов, патрулирующих город, с кадрами непарадного обезлюдевшего Львова, снятыми много позже на старую видеокамеру. Благодаря такому приему, «размыкающему» восприятие, получается документальный триллер и одновременно грустный комментарий к нему.

Юрий Грицына не смог быть на церемонии награждения, но прислал несколько слов. «Задача кино — не объяснять, а вслушиваться. Не учить, но сохранять. Не знать, но искать. Если украинское кино сможет сделать неуверенность своей силой, то когда-то мы сможем больше понять о нашей реальности», — написал он.

Эти слова достаточно полно характеризуют его работу. И во многом те надежды, которые сегодня связывают с украинским кино.

Бюро украинской киножурналистики было организовано в рамках Ассоциации кинокритиков НСКУ в начале 2000-х Александром Рутковским. Серей Васильев является его куратором с 2011 года.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.

=