А теперь дискотека: как концертно-гастрольный рынок восстанавливается после обвала

Eсли в нaчaлe 2016 гoдa, oцe­нивaя ситуaцию нa кoнцeртнo-гaстрoльнoм рынкe Укрaины, экс­пeрты гoвoрили, чтo oн oткaтился лeт нa дeсять нaзaд, a кoнцeртoв стaлo в 3-4 рaзa мeньшe, тo в кoнцe 2016-гo из oцeнки стaли гoрaздo бoлee oптимистичными, пишeт журнaл «ТOП-100. Крупнeйшиe кoмпaнии сфeры услуг».

Oтмeчaют срaзу нeскoлькo пoзитивныx тeндeнций. «Eсли зa вeсь 2015 гoд у нaс прo­дaвaлoсь oкoлo 600 мeрoприятий, тo только к октябрю 2016-го — больше 1200, то есть предложений стало в 2 раза больше», — делится статисти­кой Максим Плахтий, основатель билетного агентства Karabas.com.

Но при этом он отмечает, что на мас­совый рынок по-прежнему сильное влияние оказывают девальвация и инфляция, и, как следствие, спрос падает. «Если в 2012-2013 годах в среднем один человек ходил на мероприятие (концерт, спектакль, шоу и т.п.) один раз в год, то сегод­ня этот показатель упал до одного мероприятия в полтора года, — отмечает Максим Плахтий. — Те, кто ходил часто, не уменьшили количе­ство посещений, а вот пассивные стали ходить еще реже».

«Разморозка» произошла

Промоутеры ожидают, что в 2016 году рынок вырос как минимум на 100% по сравнению с 2014 годом, в цифрах это $400 млн, или около 10 млрд грн (включая всех организаторов, площадки и продавцов), что в гривневом экви­валенте даже выше показателя 2013 года в 4 млрд грн, однако в долларовом — меньше ($500 млн).

Мажорная тональность таких оценок понятна, если учесть, что 2014 год был «мертвым сезоном». Тогда рынок упал на 60%, количество меропри­ятий сократилось в 10 раз (было отменено около 600 концертов), что было обусловлено трагически­ми событиями на Майдане, оккупа­цией Крыма, войной на Донбассе и обвалом гривни. И этот «мертвый сезон» продлился почти весь 2015 год, когда все, кто мог себе позво­лить, залегли на дно до лучших времен.

Но уже в 2016 году в Киеве состо­ялось два мероприятия, давших повод для оптимистичных прогно­зов на 2017 год. Первое — фести­валь U-Park на «Олимпийском» с такими хедлайнерами, как Red Hot Chili Pappers и Muse (промо­утер «Мельница»), второе — Atlas Weekend на ВДНХ, где выступили 100 исполнителей, вклю­чая Apocaliptica и Gus Gus.

Atlas Weekend на ВДНХ, лето 2016

Рынок следил за успехом этих фести­валей затаив дыхание, ведь это были первые гастроли музыкантов А-класса после более чем двухго­дичной паузы. И когда все прошло на ура и «Мельнице» удалось два дня собирать самый большой ста­дион Украины (около 40 тыс. зрите­лей при минимальной цене билета 1100 грн), а Atlas — три дня подряд полные площадки на огромном ВДНХ (около 60 тыс. зрителей при минимальной цене билета 550 грн), то все вздохнули с облегчением. «Разморозка» рынка произошла. Кроме того, после U-Park зарубеж­ные музыканты, среди которых Red Hot Chili Pappers, Muse, Hurts и The Killers, транслировали всему миру: «В Украину можно ехать, там без­опасно и спокойно».

Созидатели и спекулянты

Среди промоутеров в 2016 году царила относительная стабиль­ность. Пик закрытия компаний при­шелся на 2014 год, когда рынок потерял половину игроков, так как один за другим отменялись сотни концертов. В тот год меж­дународная компания-туринг Live Nation, занимающаяся организа­цией гастролей артистов А-класса, заявила, что вычеркнула Украину из концертных графиков до конца 2015 года. Это привело к падению рынка на 70%, а совокупные убытки бизнеса составили сотни миллио­нов гривен. Более того, некоторые промоутеры, в частности компания «Премьера» («Национальная кор­порация развлечений») и «NCA-Украина» («дочка» питерской NCA), попросту исчезли, не вернув деньги за билеты.

А те, кто остался в строю, начинали даже не с нуля, а с минуса. Так случилось с опытным игроком — компанией «Аншлаг». Убытки, которые она понесла из-за отмены концерта Depeche Mode в феврале 2014 года, составили несколько миллионов гривен.

Из оставшихся на рынке игроков самым серьезным является компа­ния «Мельница», у которой хватило ресурсов организовать гастроли RHCP и Muse. «Привозить в Украину группы первого эшелона с милли­онными гонорарами сейчас заведо­мо убыточно», — констатирует Дми­трий Сидоренко, владелец клуба Atlas. Самые серьезные расходы в организации таких концертов — гонорар музыкантам (для RHCP и Muse это $700-900 тыс.), рекламная компания — от 200 тыс. грн. и арен­да НСК «Олимпийский» — от 600 тыс. грн. По словам Дмитрия Сидо­ренко, те несколько организаторов, которые привозят таких артистов, делают это ради того, чтобы выи­грать оффер и сделать тур по всему СНГ. «Потери от концертов в Киеве в таком случае перекрывают дру­гими городами», — объясняет он.

В когорте крупных промоуте­ров еще три компании: опытные «Аншлаг», «Альянс-Шатро» и «БонА­парт». У них был запас ликвидности, позволивший поставить бизнес на паузу, внимательно наблюдая за ситуацией, и только ближе к осени-2015 осторожно начать с проверен­ных проектов.

Набирает вес на рынке клуб Atlas, начавший в 2015 году активно выходить за пределы соб­ственной площадки с концерта Brutto во Дворце спорта и первого фестиваля Atlas Weekend. В 2016 году он удачно провел второй фестиваль на ВДНХ, ставший самым масштабным музыкальным фести­валем в Украине за годы незави­симости. И хотя рентабельность таких фестивалей низкая (маржа составляет до 10%, а часто органи­заторы просто выходят в ноль), их ценность для рынка в ином.

«Важно, что Atlas Weekend сделал акцент на украинскую музыку, и множество людей смогли услышать самых раз­ных украинских исполнителей на любой вкус. Почему важно? Потому что у нас есть проблема с тем, что людям просто негде узнавать про что-то новое», — поясняет Максим Плахтий.

Значительную долю зарубежных артистов, таких как Everlast, Oomph!, Pharaoh, Vacuum, привезла Happy Music Group (большинство гастро­леров выступили в клубе Sentrum).

Selector Live

Также концертное агентство орга­низовало серию вечеринок для проекта Selector Live, запущенно­го в прошлом году British Council в Украине с целью знакомства укра­инской публики с новой британской музыкой. В рамках этого проекта выступили Young Fathers, Slaves, Everything Everything, Ghostpoet и Holy Esque, Gabriel Bruce.

Активным было и концертное агентство H2D — организатор концертов GusGus, Milky Chance, Skillet и Бенджамина Клементайна (в сотрудничестве с British Council).

Удачливые новички

Из новичков повезло двум регио­нальным игрокам, которым удалось в 2015 году выйти на национальный рынок, а в 2016 году закрепиться на нем. Первый — «Квартал-Кон­церт», часть студии «Квартал-95″, управляющим партнером кото­рого является Максим Ткаченко, переехавший в столицу из Луган­ска. В 2016 году самым большим их проектом был гастрольный тур Тины Кароль, концерты «Пикадий­ской терции», хора им. Веревки, ансамбля им. Вирского, шоу «Лига смеха», «Битва оркестров», «Поезд «Одесса-мама». Кроме того, компа­ния взяла в управление столичный концерт-холл Freedom.

Второй новый игрок, обосновав­шийся в столице, — «Рок-гвардия» из Тернополя. Сейчас этот промоу­тер, с одной стороны, осторожнича­ет, заявляя проверенные варианты ( в декабре 2016 привозил кавер-шоу Лары Фабиан, в феврале 2017 — Лайму Вайкуле), а с дру­гой — рискует, запланировав на 6 марта концерт Кристины Орба­кайте, который пришлось отменять из-за протестов общественности.

А теперь дискотека

И хотя гастрольных концертов в 2016 году было больше, Юрий Гулевич, управляющий пар­тнер PR-компании «Дель Арте», отмечает определенный «перекос» в гастрольной афише, который называет «жестким уклоном в диско 80-90-х». «У меня такое ощущение, что где-то открылась распродажа, и оп! — Крис Норман, Пупо, Бони Тайлер, группа «Европа». Это все артисты одного жанра, одного хита. При этом Бони Тайлер и «Евро­па», например, раньше ни разу у нас не выступали. Freedom Concert Hall привозит Ottawan и Boney M — это какие-то 35-е соста­вы с гонорарами не больше $3-5 тыс.», — эмоционально прошелся по афише Юрий Гулевич

Горячую любовь промоутеров к «диско 80-х» легко объяснить: они пробуют привозить бюджетные варианты, чтобы наполнить рынок. Промоутеры надеются на то, что публика поведется на бренд, хотя стопроцентной гарантии, что зал заполнится, нет. О том, что сейчас политика многих промоутеров — экономия на гонорарах, говорит и тот факт, что дорогое диско — таких исполнителей, как Сандра, Си Си Кейч, Томас Андерс — к нам не привозят.

В то же время некоторые игро­ки выбрали другую тактику: ставку на дорогие, но гарантированные варианты. Например, «Аншлаг» в прошлом году привез De-Phazz, Вале­рия Меладзе и Веру Брежневу, а «БонАпарта» — Яна Гиллана, без Deep Purple, но с оркестром.

Протестированные цены

С момента стабилизации курса доллара весной 2015 года и весь 2016 год гастрольный рынок тести­ровал, сколько публика готова пла­тить за билеты. Поднимать цены в три раза, пропорционально росту курса валют, компании не стали, в итоге стоимость мероприятий выросла в среднем вдвое. В нача­ле 2016 года билеты на концерты в престижных залах стоили 1500-2000 грн, а для молодежной ауди­тории (это в основном залы с фан-зоной) — 400-800 грн. При этом на концерты заграничных исполните­лей — в три раза дороже (в среднем около 900 грн).

Сейчас о большой марже про­моутеры не помышляют: зара­боток организаторов гастролей упал вдвое по сравнению с 2013 годом. По информации игроков рынка, на небольшом концерте до тысячи человек можно заработать 20-50 тыс. грн. На большом, например, во Дворце спорта или Дворце «Украи­на», — от 10% до 50% от расходной части, которая стартует от $50-100 тыс., впрочем, здесь намного выше риск все потерять.

Средняя стоимость билета на концерты зарубежных исполнителей составляет около 900 грн, что в 3 раза выше средней цены билета на украинских артистов

Стабильность курса валют оста­ется главным фактором, влияющим на маржинальность промоутерско­го бизнеса. Гонорар зарубежному исполнителю и суточные выпла­чиваются в евро или долларах и составляют около половины всех расходов по организации концер­та. Усугубляет валютные риски такая специфика бизнеса, как долгосрочность. Так, привозя в июле Depeche Mode, промоу­тер (а это опять «Аншлаг») должен понимать, каким будет курс летом, когда ему пред­стоит заплатить музыкантам вто­рую половину гонорара.

Если промоутер, к примеру, заложил маржу 10% при курсе 26 грн за доллар, а он скакнул до 27 грн/$, то вся бизнес-схема ломается. При этом промоутерам приходится учитывать рост в гривне расходов на рекламу, транспортные услуги и авиаперелеты. Растет с повы­шением коммунальных платежей и арендная плата за площадку.

К слову, сейчас зал Октябрьского дворца обходится в 150-190 тыс. грн., а Дворца «Украина» — в 300 тыс. грн. Хотя с приходом нового директора в последнем украин­ским артистам предлагают такие условия: вы не платите за аренду, а мы забираем кассу. «Правда, не каждому украинскому исполните­лю под силу сольник во дворце «Украина», — замечает Юрий Гуле­вич. — Это ведь еще и дорого­стоящий технический райдер: свет, звук, декорации».

Для «Украины» такая схема дает возможность хоть как-то заполнить зал, что на сегод­ня очень сложно, считает эксперт: «Ведь невозможно постоянно пока­зывать ансамбль им. Вирского или хор им. Веревки. Нужно расширять ассортимент».

С ассортиментом на рынке не густо. Чем закрыть прореху, образовавшуюся еще в прошлом году из-за резкого ухода с рынка российских исполнителей, пока не придумали. Ведь даже если российские артисты и хотят зарабо­тать в Украине, организаторы пред­почитают не связываться с ними, учитывая риски от возможных форс-мажоров. Одним из самых непрогнозируемых является запрет на въезд на основании «черного списка» Госпогранслужбы, Мин­культа и СБУ. И хотя часть фанатов Лепсе/Михайлова/Ванги на себя перетянул Олег Винник, благодаря чему стабильно раз в полгода соби­рает аншлаги во Дворце «Украина», на рынке по-прежнему ощущается вакуум. Украинских звезд, которые могли бы составить полноценную конкуренцию российским артистам, не говоря уже о европейских, пока не появилось.

Серьезный шанс для своих

Освободившаяся ниша — шанс для украинских артистов. Насколь­ко серьезен потенциал локально­го рынка, показывает статистика билетного агентства Karabas.com. Сегодня 75% продающихся меро­приятий в денежном выражении — это украинские исполнители или проекты. Раньше большую долю рынка занимал российский продукт: в 2013 году российские исполнители «держали» 60% рынка, сейчас — не более 5%.

Рекорд посещаемости концертов в Украине у группы «Океан Эльзы». В 2016 году их концерт в Киеве НСК «Олимпийский» посетило 85 тыс. человек

Сократилось и количе­ство мероприятий с иностранными артистами с 30% в 2013 году до 25% в 2016 году. «В Украине существу­ет большой спрос на качествен­ные музыкальные проекты, кото­рый превышает предложение, — утверждает Максим Плахтий. — Об этом свидетельствуют и стадионы, которые собирает «Океана Эльзы», и рекордное количество концертов по всей стране Тины Кароль».

Тина Кароль во время гастрольного тура по Украине, 2016

Так, по словам Максима Ткаченко, орга­низатора концертов певицы, украин­ский тур Тины Кароль охватил 75 городов, причем в некоторых она дала несколько концертов. «А неко­торые до сих пор думают, что у нас можно ездить только по 12-14 городам», — замечает продюсер.

Кризис вывел на концертную арену и новых исполнителей: «На мой взгляд, раскрылись за послед­ние два года такие артисты, как группа The Hardkiss, «Не ангелы», «Время истекло». Они интересны аудитории 18-35 лет и способны собрать аншлаги не только в сто­лице, но и в крупных городах», — отмечает Максим Ткаченко.

300 песен на украинском языке 2014-2016 годов, попадающих в мейнстрим

Незанятые ниши

Еще одна успешно развивающа­яся альтернатива — украинские мюзиклы. Так, «Альянс Шатро», не рискуя привозить импортный про­дукт, решил развиваться в продю­серском направлении. Почти год шли репетиции «Рок-симфонии» (каверы мировых рок-хитов в исполнении симфонического орке­стра, хора и рок-бэнда). Получил­ся полностью местный продукт, дорогой, но зато и не несущий валютных рисков, способный соби­рать аншлаги не только в столице, но и в регионах. В 2017 году «Альянс Шатро» — новый проект в их проверенном форма­те: «Моцарт», концертная версия рок-оперы.

Весть прошлый год развивал свои шоу продакшн StarLight Entertainment, входящий в медий­ную группу StarLightMedia. На ВДНХ прошли несколько масштабных проектов: «Дім таємничих пригод», «Зимова Країна», «Країна Розваг», «Вартові мрій». «Если говорить о результатах с точки зрения биз­неса, то команда продашна продолжит делать фестивали и проводить ивенты под заказ. Зимой 2017 года команда продолжила делать офлайн-шоу «Вартові мрій». «А вот «Зимова Країна» оказалась неоправданно дорогой, причем как для клиентов, так и для создателей. Ее решили не повторять, чтобы не снижать качество того, что мы уже сделали», — такие оценки дал в начале года Евгений Мушкин, занимавший до недавнего времени должность директора StarLight Entertainment, а с марта этого года назначенный руководителем «Экспоцентра Украины» (ВДНХ).

Шоу «Вартові мрій» на ВДНХ

Большой потенциал для роста заложен в нише концертов на основе стихов, песен, джаза. Такие проекты делают «Світло концерт» и «Марко Концерт». «Интеллектуаль­ная публика готова ходить на такие форматы, — замечает Максим Плахтий. — Я вижу в театральном сегменте абсолютно незанятую нишу».

Интеграция и инновации

Объем рынка продажи билетов на концерты, спектакли, шоу оценивается в 1,6 млрд грн, пятую часть рынка контролируют киевские операторы. «Конкуренция на рынке стала жестче, — отмечают в Karabas.com. — Но участились и случаи кооперации, например, интеграции систем в единое билетное поле». Впервые в этом году прошел Kiev Music Summit и «Мьюзик хард». «То есть создается среда, где происходит обмен информации между менеджментом, поиск новых решений», — говорит Максим Плахтий.

Он сам в 2016 году начал партнер­ский проект, направленный на развитие музыкальной инфраструктуры и повышение посещаемости концертов и фестивалей. Музыкальные сайты Comma и LiRoom получили от Karabas.com гранты на год. Сумму компания не раскрывает, но, скорее всего, она будет покрывать затраты редакций, которые оцениваются медийными экспертами в 120 тыс. грн для каждого ресурса.

Максим Плахтий ожидает, что благодаря этому их аудитория вырастет с 80-110 тыс. просмотров в месяц до 1 млн. Кроме того, билетное агентство запустило в качестве эксперимента собственное музыкальное издание Karabas Live.

Больше больших

Если в 2015 году промоуте­ры боялись вкладываться в долго­играющие проекты, то в 2016-м ситуация выровнялась, и положительные тенденции продолжаются в 2017-ом. При условии стабильного курса валют рост рынка про­гнозируется экспертами на уровне 50% за счет увеличения предло­жения качественных мероприятий.

И это подтверждает начало года, который, по словам Юрия Гулевича, уже плотно «упако­ван». Среди позитивных «маркеров» — дорогое шоу Армин ван Бюрена, прошедшее в МВЦ в феврале. Это лицензионная программа, кото­рую один из лучших диджеев мира делает раз в 4 года, везя с собой на гастроли несколько фур с обо­рудованием. В июле в Киев все-таки приедут Depeche Mode. И, конечно, не стоит забывать про главное музыкальное событие — «Евровидение». В то же время таких топовых исполни­телей, как Робби Уильямс, Адель или Бейонсе не заявлено. Про­моутеры пока не готовы массово делать туры зарубежных музыкан­тов по Украине из-за низкой поку­пательной способности населения. Рынок только начал подниматься после обвала.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.

Translate »
=